Лифт - смертельно опасная зона

Лифт - смертельно опасная зона

В жилом доме №45 по 10-й линии Васильевского острова 15 февраля произошла трагедия: из-за перебоев в работе лифтового оборудования погибла 52-летняя женщина, двум ее внукам чудом удалось спастись. Это первое за 5 лет ЧП в Петербурге, связанное с эксплуатацией техники. Однако эксперты считают, что скоро лифты могут «посыпаться» один за другим.

По официальным данным Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), в 2007-2008 годах в России при эксплуатации лифтов погибли десять человек. При этом специалисты Управления Ростехнадзора по Санкт-Петербургу подчеркивают, что в городе подобных трагедий не наблюдалось уже несколько лет. Несчастные случаи были, но происходили они в результате неосторожного обращения или даже глупых шалостей с потенциально опасным оборудованием, и смертельного исхода удавалось избежать.

«Трагедия на Васильевском – единственный смертельный случай в Санкт-Петербурге за последние 5 лет, связанный именно с эксплуатацией лифтового оборудования, — сообщил корреспонденту «Росбалта» начальник отдела грузоподъемных механизмов Управления Ростехнадзора Виталий Постников. – Несчастные случаи происходили, но они не были связаны непосредственно с техникой. Здесь же предварительно можно сказать, что трагедия произошла из-за неисправностей в работе лифта».

По предварительным данным, лифт 1990 года выпуска по неизвестным пока причинам начал движение с открытыми дверями, в результате чего женщину зажало между порогом лифта и ограждением шахты. Специалист сообщил, что внешних повреждений не заметно, однако травмы оказались несовместимы с жизнью пострадавшей. По словам Постникова, ранее в Управление жалоб на работу этого конкретного лифта не поступало. Однако, по информации «Росбалта», жильцы дома неоднократно жаловались в соответствующие службы на работу лифта. В настоящий момент в доме на Васильевском острове работает специальная комиссия Ростехнадзора и прокуратуры, данные расследования будут обнародованы приблизительно через 2 недели.

В пресс-службе администрации Василеостровского района никаких комментариев не дают, однако допускают, что жалобы на работу лифта все-таки были. «Я полагаю, что за несколько лет эксплуатации в работе любого лифта могут возникать неполадки, — сообщила пресс-секретарь районной администрации Елена Бобровская. – Вероятно, возникали они и в этом случае. Однако о причинах ЧП говорить преждевременно – работает прокуратура и эксперты. Могу сказать одно: данный лифт свой ресурс – 25 лет – не выработал».

Примечательно, что буквально за две недели до этого ЧП Ростехнадзор в Санкт-Петербурге проводил масштабную предаттестационную подготовку руководителей, специалистов и членов аттестационных комиссий, занятых эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом лифтов. Однако пока неизвестно, проходили ли ее представители соответствующих служб, отвечающих за безопасность лифтов на Васильевском.

Между тем, ситуация действительно волнует экспертно-надзорное ведомство. Из 440 тысяч российских лифтов четверть уже отработали нормативный срок службы. Самое большое количество лифтов было построено и введено в строй в 70-80-е годы прошлого века, максимальный срок эксплуатации лифта – 25 лет, поэтому в начале нового столетия большинство лифтов выработало свой ресурс.

По данным ассоциации «Петролифт», из 29,9 тыс. лифтов, работающих сегодня в Петербурге, 33% полностью выработали свой ресурс, то есть нуждаются или в экстренной реконструкции, или в полной замене. При этом денег даже на минимальное финансирование отрасли нет: за 7 лет – с 1998 по 2005 годы – было кардинально отремонтировано только 1770 петербургских лифтов, то есть всего 6%.

Лифтовая проблема озадачила не только надзорные ведомства, но и правительство города. Была принята целая программа модернизации и реконструкции лифтового хозяйства Санкт-Петербурга на период 2003-2013 годов. О суммах, выделяемых в период с 2005 по 2009 годы, петербургские лифтовые хозяйства могли раньше только мечтать – они были примерно в 5 раз больше предыдущих. Хотя, как говорили лифтовики, даже на новые «миллионы» можно за год заменить или серьезно отремонтировать всего 300-400 лифтов... Арифметика простая: в замене и реконструкции нуждается почти половина петербургских лифтов, то есть около 15 тысяч, а замена одного лифта стоит около миллиона рублей.

Однако не менее больной вопрос – обслуживание потенциально опасного оборудования. Ростехнадзор отмечает, что в Петербурге 48% лифтов в жилом секторе не снабжены связью с диспетчером. То есть можно сколько угодно взывать о помощи или выбираться самостоятельно...

Ростехнадзор также обеспокоен качеством работы экспертных организаций, проводящих освидетельствование лифтов. Дело в том, что большинство договоров на обслуживание заключаются между экспертными организациями и организациями, эксплуатирующими лифты. В такой ситуации инженерные центры (то есть, те же экспертные организации) не могут объективно представлять информацию о техническом состоянии лифтов. По мнению Ростехнадзора, договоры должны заключаться между экспертными организациями и непосредственно владельцами лифтов.

О том, что лифтам необходимо уделять самое серьезное внимание, причем неотложно, специалисты говорят последние лет 10. По их мнению, целевая программа по решению данного вопроса должна решаться на уровне государства.

Однако, по данным Ростехнадзора, проанализировавшего ситуацию с российскими лифтами за последние годы, основными причинами несчастных случаев остается пресловутый человеческий фактор: плохая организация работ при обслуживании и ремонте лифтов, нарушение производственных инструкций обслуживающим персоналом и его низкая квалификация. Лишь незначительный процент ЧП связан с изначальной неисправностью самого оборудования. Петербург, увы, оказался в этом проценте.

 
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика